|
Подзор —
Декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом. Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. На территории средней полосы России, особенно в Костромской, Нижегородской, Московской губерниях, на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, тамбур, настил по перевити, вологодское стекло и т. д.). В северных губерниях обычно вышивали красными или белыми нитками по белому холсту. В кружевных подзорах, обычно белого цвета, используется геометрический и стилизованный растительный орнамент, завершаются они, как правило, фестонами. Термин был распространен повсеместно. По материалам: Гладкий В. Д. «Славянский мир IXVI века». М., Центрополиграф, 2001 г.. Хотите узнать больше о Карелии?
К вашим услугам: словарь и набор
интересных фактов и легенд.
| заведения
Калевальский музей рунопевцев Калевала - одно из живописнейших мест северной Карелии. Это родина всемирно-известного эпоса <Калевала>- именно на территории современного Калевальского района, в его исторических деревнях были записаны самые богатые по содержанию древние руны карельского народа. Именем этого эпоса назван наш район и посёлок. Природа Калевальского края обладает неповторимой красотой, у района своя непростая история, заслуживающая внимания и изучения. Именно поэтому понятен тот интерес к нашему северному краю, который проявляют многочисленные экскурсанты, посещающие эти места.
Известно, что рунопевческая традиция на севере Карелии насчитывает много веков, предания и песни передавлись из поколения в поколение, не прерывая живую связь времён. Именно рунопевцы прославили Калевальский край - руны в их исполнении бережно записал для потомков Элиас Лённрот, создав эпос "Калевала". Финский врач и учёный, неутомимый собиратель рун Э. Лённрот, неоднократно побывавший в Беломорской Карелии, так писал о посещении Ухты (ныне п. Калевала) в 1836 году: "Я здесь уже три недели, записываю руны, песни, сказки, пословицы, загадки и др. Записывать хватило бы ещё на два месяца, а особенно сказок, или историй, starinat, как их здесь называют - они бесконечны..." Рунопевческая нить протянулась вплоть до наших дней - и сейчас ещё можно услышать в исполнении старожилов отрывки свадебных, эпических, колыбельных песен и заклинаний.
В Калевальском музее Рунопевцев создана экспозиция, отражающая богатое наследие наших предков - единственная в своем роде, представляющая рунопевческую традицию данной территории. Экспозиция расположена в мемориальном доме народной сказительницы Марии Ремшу, где в 1984 г.благодаря людям, заинтересованным в сохранении истории своего края, был открыт музей калевальских Рунопевцев. В музее представлено более 300 экспонатов, в основном, это мемориальные вещи сказителей Калевальского края. В 2006 г. через проект <Рун неспешное сказанье> в экспозиции был сделан акцент на использование мультимедийных технологий, что дает возможность не только сохранить, но и повысить эффект от восприятия почти исчезнувших жанров (руны, ёйги, плачи и др.). Создана мультимедийная программа, содержащая разноплановый материал - историю путешествий финляндских исследователей Беломорской Карелии 19 века, карты путешествий и др.
В мемориальном доме-музее М.А.Ремшу проводятся экскурсии на различную тематику, среди которых: "Рунопевческие традиции Калевальского края", "Ладно срублено жилище, аккуратно дом поставлен", "Элиас Лённрот - жизнь и творчество", "Калевала оживает", "Суженая уж готова, уточка твоя одета", "Путешествия Лённрота", "Традиционные занятия северных карелов" и др. Музей также организует встречи с местными фольклорными коллективами и старожилами п.Калевала.
|