отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы


Найти место или достопримечательность

Если вы не нашли искомого:
Морской заяц

Это самый крупный тюлень, встречающийся на территории России. Взрослый самец этого животного достигает около 2,5 м в длину и весит примерно 360 кг, хотя встречаются экземпляры весом 700 кг. Окрас у морских зайцев желтовато-серый, а с верхней губы свисают многочисленные длинные и уплощенные усы.

За его пугливые повадки, а также за подобие скачков, с помощью которых зверь перемещается по льду, русские зверобои прозвали его морским зайцем. Иначе этот  животное называется лахтак.

Морской заяц — необычайно ценный промысловый зверь. Из его толстой и прочной шкуры народы севера делали подошвы для сапог, ремни для нарт, лыж, собачьи упряжки и даже байдарки. Мясо и ласты шли в пищу, а жир использовался для освещения. Сейчас из-за сокращения популяции добыча морского зайца запрещена.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

места и достопримечательности Карелии

Тулмозерский чугунолитейный завод

В Пряжинском районе Карелии есть старинное село Колатсельга. История села, как и прилегающих земель,  еще со средних веков связана с приграничным положением и, как следствие, сложными отношениями между Россией и Швецией. Но есть в истории этой земли еще один интересный факт, который оказал влияние на историю села. Недалеко от него располагалось месторождение железных (гематитовых) руд, которыми пользовались  местные крестьяне. Ведь самодеятельное производство железа из озерной и болотной руды было известно в карельском крае уже очень давно. Но благодаря выгодному положению Тулмозерского месторождения (а недалеко протекало еще несколько речек), этой местностью заинтересовались сначала мелкие промышленники, а затем и государство.

 
Уже в 1762 году в устье реки Туломы олонецким купцом И. Барминым и петербургским купцом Митрофановым был построен железоделательный завод, который проработал вплоть до 1778 года. Затем завод закрылся, так как его хозяева разорились.
Следующим этапом в развитии геологической и горнозаводской истории этого края стал уже век XIX. В 1833 году было проведено централизованное обследование местных рудных запасов, которое произвели Н. Анушин и Н. Комаров – офицеры корпуса горных инженеров. Через год уже было готово геологическое описание окрестностей села, и даже была попытка проверить руду на качество – провели опытную выплавку.
Прямая же попытка,  снова возродить Тулмозерский завод,  предпринята была в 70-е годы XIX века, но она оказалась неудачной. И тогда право пользования рудными запасами было выкуплено петербургским акционерным обществом «Сталь». Завод был модернизирован (по чертежам берлинской фирмы Люрмана). Домна была спроектирована так, чтобы выпускать до двух тысяч пудов чугуна в год. И обновленное предприятие было пущено в эксплуатацию в 1899 году. Но и в это раз заводу не суждено было просуществовать долгое время. Он закрылся уже через три года – в 1902 году, так как стоимость выплавки металла была достаточно дорогой из-за трудоемкой добычи руды и ее обогащения вручную.
Затем уже в обновленной России про Тулмозерский завод вновь вспомнили. В этот период (конец 20-х годов ХХ века) в стране шел процесс индустриализации, и молодая республика также должна была затратить много сил и средств в данном направлении. Это понимал председатель Совнаркома республики Эдвард Гюллинг. Понимал он также и то, что у не было больших возможностей, чтобы развивать помимо лесопромышленной отрасли еще что-то, но ведь здесь речь шла не о строительстве с нуля, а о реконсервации старого (и уже готового) завода. Именно поэтому в эти края была отправлена экспедиция геологов для произведения разведки и исследования запасов железных руд.
Но новым задумкам также не суждено было сбыться. Этому помешали репрессии начала 30-х годов, дороговизна материалов и нехватка рабочих рук. Так и остался стоять Тулмозерский завод в первозданном виде до советско-финской война. Сохранилось и оборудование в цехах, и замки на воротах завода... А уже при отступлении финны все вывезли и взорвали корпуса.
В 90-е годы ХХ века исследованием истории завода и оставшихся шахт и штолен занимались сотрудники Карельского Научного Центра РАН М. Раевская и В. Горьковец, которые отправились в этот район в экспедицию.
Сегодня остатки сооружений Тулмозерского завода и вся система горных выработок – это памятник горнозаводского дела. А самым величественным в этом комплексе является разрушенный корпус завода (который был построен в конце XIX века обществом «Сталь»), похожий издалека на остатки средневекового замка, затерянного среди лесов.
район/нас. пункт: тип: местоположение:      
Пряжинский / Колатсельга Историческое место






найти по районам
Главная → Достопримечательности → Тулмозерский чугунолитейный завод