отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Карсикко
Карсикко

Обычай финно-угорских народов особым образом обрубать сучья на хвойном дереве или вырезать в коре деревьев различные знаки, распространенный от северных границ Скандинавии на западе до Приуралья на востоке. Название этого ритуала просисходит от финского слова “karsia” — «обрубать (ветки, сучья), выкорчевывать, отделять». Карсикко проводили в связи с какими-то важными событиями в жизни родовой общины или отдельного человека: рождением ребенка, похоронами, приходом на новое место охоты или рыболовства. В Карелии, Архангельской и Вологодской областях известны также случаи, когда зарубки на дереве делались уходящими на войну рекрутами. После вырубания карсикко за состоянием дерева внимательно следили: его рост и здоровье трактовались как благоприятный знак, а увядание, засыхание вызывали тревогу.

Способ и место обрубания ветвей и вырезания знаков зависел от того события, ради которого делалось карсикко. Еще столетие назад карельские старцы по расположению вырубок на сосне или ели могли определить, какие обстоятельства в жизни человека послужили поводом к вырубке. Иногда ветви отсекались в нижней части ствола, иногда в верхней, встречаются деревья, у которых обрублены все ветви кроме верхушки или отдельной боковой ветки.

Предназначение карсикко — обозначать границы упорядоченного человеком пространства (которое, по поверьям, находится под защитой умерших предков) и внешнего мира, где властвую силы стихий. Также этот обычай рассматривают как принесение жертвы духам-хозяевам местности.

По материалам: Конка А. Панозеро: сердце беломорской Карелии. Juminekko, ПГУ, 2003 г..

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Осударева дорога

В 1700 году началась длительная война России со Швецией за выход к Балтийскому морю, который открыл бы перед императором Петром I множество возможностей. После того, как Петр в начале войны потерпел поражение от шведов, он понял, что необходимо построить водно-сухопутный путь из Белого моря в Онежское озеро. Именно этот путь протяженностью 260 километров, который сам император с двумя гвардейскими полками преодолел за восемь дней (если верить легенде), получил впоследствии название Осударева дорога. Кроме того, если верить источникам, солдаты волоком тащили за собой два фрегата и 150 пушек, благодаря вовремя переброшенным судам и пушкам, Петр одержал окончательную победу над шведами.

Дорога строилась под руководством сержанта Михаила Щепотева и силами пяти тысяч крестьян из близлежащих деревень Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Повенца и других. Источники свидетельствуют, что строительство велось без использования каких-либо карт, лишь ранее существовавшие участки дорог и троп местных крестьян, солепромышленников и Соловецких богомольцев служили ориентирами для строителей. Петр поставил перед крестьянами казалось бы недостижимую задачу: проложить волок там, где раньше лишь бегал олень, да пробирался медведь. Условия работы были невыносимы, нередко путь приходилось прокладывать через лесные чащи и непроходимые болота. Весь путь представлял собой ровный настил из уложенных одно к другому бревен, жители уверяют, что под каждым бревном лежит по одному рабочему. Вещественным доказательством существования Осударевой дороги является найденный фрагмент гати в районе реки Нюхча.

На протяжении Осударевой дороги есть несколько мест где, согласно легенде, появлялся сам император Петр. Например, так называемый «Государев ключ» представляет собой искусственную насыпь диаметром 5 метров и высотой 1,5 метра. Расположенный на крутом берегу реки Нюхча, ключ стал местом одной из стоянок Петра I в 1702 году. Несколько поодаль располагается Щепотина гора, названная так местным населением в память о наказании Петром строителя Осударевой дороги. На этом месте император по одной версии высек, а по другой — казнил Щепотева за несправедливое отношение к солдатам.

Через несколько десятилетий после легендарного похода Петра этот путь перестают использовать даже местные крестьяне. К середине XVIII века он постепенно приходит в негодность, дорожное полотно зарастает лесом и кустарником, рушатся мосты. Сейчас возрождается интерес к периоду истории нашего края, связанному с именем императора Петра и до сих пор условия строительства Осударевой дороги и преодоление ее за восемь ходовых дней поражают сознание и представляют исторический парадокс.

По материалам:
Данков М. Загадки Осударевой дороги// Север 1996 № 7
Серков Д. Осударева дорога// Курьер Карелии 9.12.2004

Ссылки по теме:
Статья по результатам экспедиции «Осударева дорога», 2006 год.



А также:
Главная → Карелия → История → Осударева дорога